Подготовка образовательных программ в целях повышения квалификации специалистов

Оформление результатов аналитической деятельности

Когда содержательные вопросы аналитического исследования решены, остается заключительная задача — достойно представить результаты выполненной работы.

Директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан М. С. Ашимбаев вывел следующую формулу успеха аналитики: 50% — информация, 40 — ее анализ и 10% — качественное оформление выполненной работы[1]. Хотя оформлению аналитической работы и отведены скромные 10% успеха, с таким распределением в принципе можно согласиться. Иначе обстоит дело с провалом: он на все 100% может определяться неудачным оформлением выполненной аналитической работы.

Представление результатов аналитического исследования может осуществляться в различных формах, в числе которых можно назвать следующие (см. интеллектуальную карту 9.1).

Идея (предложение) — да, даже отдельная идея, одно отдельно взятое предложение иногда может быть достойным результатом аналитической работы. Например, в тех случаях, когда речь идет о концептуальных идеях или ключевых идеях стратегического управленческого решения. Так, концептуальная идея военной операции, избирательной или рекламной кампании определяет последовательность дальнейших действий и приводит либо к успеху, либо к провалу всей кампании.

 

Пакет предложений — комплекс идей по какому-либо вопросу. Довольно часто от аналитиков ничего больше и не требуется — в силу управленческого разделения труда все последующие действия могут выполняться в другом месте другими людьми. Скромный вид результата аналитической работы не должен скрывать того обстоятельства, что пакет предложений является итогом серьезной подготовительной работы — сбора и обобщения информации, анализа вариантов, сбора предложений, мозговых штурмов, моделирования и т. д.

В аналитике достаточно часто встречаются ситуации, когда пакеты предложений создаются методом «мусорного ящика» — путем механического объединения предложений, поступивших от отделов, служб, региональных подразделений и т. д. Конечно же о серьезной аналитической работе здесь говорить не приходится. Пакет предложений, как и любой аналитический документ, предполагает существование концепции (или даже теоретической модели), которая в данном случае находится не в явном, а в скрытом виде, в виде исходного замысла.

 

Докладная (служебная) записка — короткий аналитический документ по конкретному вопросу, адресованный руководству. Служебная записка может носить информационный характер (содержать сведения о новых фактах, требующих немедленной реакции), посвящена анализу назревшей проблемы или содержать комплекс предложений по конкретному вопросу. В любом случае аргументация в служебной записке носит сжатый лаконичный характер (теоретизирование в данном случае явно избыточно), а предлагаемые меры — должны быть предельно конкретны. Во многих организациях регла- ментно закреплены формы докладных (служебных) записок, четко установлен порядок и сроки их рассмотрения, обязательно с информированием автора о результатах обращения.

Аналитическая записка одна из наиболее популярных форм аналитической деятельности. Представляет собой итог анализа значимой проблемы (реже — нескольких взаимосвязанных проблем). Практика аналитической деятельности выработала типовую структуру аналитической записки (вводная часть, формулировка поставленной задачи, описание собранного фактического материала, методов анализа и т. д.), которая рассматривается в разд. IV настоящего учебного пособия.