К онлайн заседанию «круглого стола», организованного Женским Собранием Парламентского Клуба Государственной Думы РФ

Из сообщения об опыте Канады в области онлайн образования:

 

В связи с пандемией коронавируса, все очные занятия в школах, колледжах, университетах были приостановлены в середине марта 2020 г.. Также преподавательский состав был отправлен работать из дома. Все оставшиеся занятия были переведены в онлайн.

Сначала о школах. Занятия практически приостановлены. Студенты получат те итоговые оценки, которые им выставлялись в течение года — расчет идет в процентах до 100 в Канаде (например, B (четвёрка с минусом и плюсом) – это от 70 до 77 процентов, А (пятерка с минусом и плюсом) – это начиная от 80 до 100 процентов.

Занятия в школах заканчиваются в начале июня 2020 г., затем должны проходить экзамены. В связи с пандемией экзамены отменены. Проходят выборочные занятия по онлайн, но школьник уже может их не посещать, так как идёт расчет на то, что в Канаде не у всех школьников есть сейчас возможность заниматься дома, и не у всех могут быть компьютеры. Учебный год на сегодняшний день в школе практически завершен.

С середины мая 2020 г. открываются некоторые дошкольные учреждения — для того, чтобы родители смогли вернуться на работы, если их бизнес или работа деятельность сейчас разрешена в условиях пандемии - карантина.   

Проблемы по школьниками, особенно начальных классов -  если они будут заниматься онлайн — значит они будут дома,  что ложится большой временной нагрузкой на родителей — они не смогут работать сами из дома. Также в Канаде всё очень строго насчет присмотра за детьми. Далее — это повлияет на доход  очной начальной школы, дошкольного образования. Это большой сектор в Канаде. 

Далее об университетах.

В Канаде действует трех-семестровая система образования. Осенний семестр проходит с начала сентября по начало декабря, в начале декабря занятия завершаются, есть время для экзаменов и сдачи работ. То же самое зимой — занятия проходят с января по апрель, в начале апреля классы завершаются, и ещё есть летний семестр.

Образование в университетах и колледжах официально платное, хотя действует система стипендий-дотаций, которые покрывают полностью или частично стоимость обучения. В письме при поступлении указываются стипендии-дотации сразу на все годы обучения, и начисляются они потом каждый семестр автоматически. Далее действует система грантов и других стипендий во время обучения — в зависимости от успеваемости студентов.

Оплата за обучение для канадцев в несколько раз ниже, чем у международных студентов. Очень большой процент студентов канадских университетов составляют студенты-китайцы.   

Когда произошёл локдаун в марте-мае 2020 года, преподаватели на своё усмотрение могли сократить семестр, также студентам предлагалось выбрать вместо оценки, если они ею недовольны, зачет.

Занятия, таким образом, с 16 марта 2020 г. проходят онлайн. Все это делают индивидуально. Через публикацию видео-уроков на обучающей платформе университета, или постепенно переходят на платформу Зум.

Наступил летний семестр с 4 мая — курсы объявлены все онлайн. Так как продолжается пандемия.

На осень 2020 года выпущено распоряжение университетам делать каждый курс в двух форматах — онлайн и очный, студент может выбирать. Это рассчитано в первую очередь на иностранного студента.

Что думают по этому поводу канадские студенты?

Они протестуют против онлайн образования. Ряд университетов выпустили петиции против летнего онлайн семестра. Студенты требовали отменить летний семестр  и не оплачивать его.

В петиции говорилось, что если нет доступа на кампус – университетский городок, в библиотеку, к консультациям и так далее — то не за что платить. Мы не будет платить за онлайн учебу. Также онлайн обучение — студенты считают обучение без социального общения, что влияет на психическое здоровье. Нет социальных мест для общения.  

Ещё вопрос — если общественным наукам в какой-то мере легче перейти на онлайн, то для естественных наук, например, математика — это достаточно сложно. Технически, это, конечно, возможно, при помощи Зума.  Я знаю, что сейчас уже проводят профессора занятия по Зум, но как отвечать на вопросы, и, главное, показывать математические решения, это пока вопрос. Одно из решений -  использование камеры на втором мониторе. Во-общем, здесь технологические решения начинают прорабатываться. 

И еще одна проблема, которая была озвучена одним из профессоров — онлайн занятия еще можно провести — а как быть с экзаменами, которые, например, в особенности пишут китайские студенты, которые платят по 10-20 тысяч канадских долларов за семестр. Им не составит труда ещё за одну сотню долларов нанять того, кто это за них напишет.    

 

Елена Калиберда, Карлтонский университет, журналист и преподаватель